Вы здесь: Главная » Отечественной войны днем победы великой отечественной

Отечественной войны днем победы великой отечественной

Закрыть ... [X]

"Забытые" женщины Великой Отечественной войны

]Майскими короткими ночами,

Отгремев закончились бои,

Где же отечественной вы теперь, друзья – однополчане,

Боевые спутники мои?

       Однополчанин… Фронтовик…  А где же были однополчанки1, фронтовички2? Что стало с ними после войны? Странный вопрос? Вернулись с фронта и жили как все  - встречались с однополчанами, гордо носили награды и вспоминали, рассказывали о войне. Были почитаемы государством и окружающими их людьми. Но на самом деле всё было не совсем так, вернее, совсем не так.

       В тяжелые для страны 1941-1945 годы на защиту своей Родины встали все – и мужчины, и женщины, и старики, и дети. Каждый внёс вой вклад, приближая День Победы. Кто-то был на фронте, а кто-то – в тылу. По сути, воевали как на передовой, так и в тылу. Тяжесть войны испытали на себе все без исключения. Но в сознании людей  постепенно сформировались два лагеря – тыл и  фронт.  Всем известна фраза «тыловая крыса», которая вмещает в себя все эмоции и претензии фронтовиков. Также известна другая фраза «военно-полевая жена» (ВПЖ), презрительно бросаемая в сторону женщин, воевавших на фронте. При этом, как одни, так и другие «причёсывали всех под одну гребёнку», т.е. не разбирались действительно ли «тыловая крыса» отсиживалась в тылу, сыто ела и жила в своё удовольствие, действительно ли ВПЖ была таковой, а не героически сражалась с врагом.

       В те годы для поддержания боевого духа мужчин, защищавших Родину, как государством, так и писателями формировался образ женщины, верно ожидающей своего мужа с фронта. Один из самых знаменитых литературных образов – стихотворение Константина Симонова «Жди меня»:

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди…

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

       А что же женщины, которые воевали наравне с мужчинами? Санитарки, партизанки, лётчицы, зенитчицы, радистки и многие другие? Постепенно, по мере приближения Дня Победы их стали «отодвигать на второй план». Принудительная демобилизация и переход в тыловой лагерь из лагеря фронтового, привели к тому, что обострились и без того непростые взаимоотношения между женщинами этих двух лагерей.

       Если с мужчинами всё более или мене ясно – он воин и должен воевать, защищать страну на фронте, то с женщинами в этом вопросе несколько сложнее. Советских женщин воспитывали в духе готовности быть в строю наравне с мужчинами. Умение стрелять, постоять за себя, быть бдительной, твёрдой, решительной в совокупности со всем известным характером русской женщины:

В игре ее конный не словит,

В беде — не сробеет,— спасет;

Коня на скаку остановит,

В горящую избу войдет!

(Некрасов Н.А)

       И этот русский характер закалился в женщинах, посуровел за годы Великой Отечественной войны. В тылу за отсутствующих мужей, мужчин они взяли всё на себя, работали на производстве,  сохраняли детей, дом, сеяли, пахали. На фронте – воевали наравне с мужчинами. И те, и другие пережили очень многое и стали способны на многое.

       Почему-то в отношении женщин опускается сам факт наличия «синдрома фронтовика», воевавшего человека. Почему? Она женщина, она должна быть мягче и с более гибкой психикой, быстрее и лучше адаптироваться к новым условиям, перестраиваться быстрее? Здесь могу вспомнить рассказ Толстого А.Н. «Гадюка». Он наглядно показывает состояние женщины после того, как она вернулась с фронта и столкнулась с непониманием не воевавших женщин и мужчин. Несправедливые обвинения, унижения и презрение сделали из смелой, твёрдой характером женщины изгоя общества. Как результат – трагедия. Женщина в упор расстреливает «тыловых врагов». На войне она научилась стрелять во врагов, решать отечественной войны днем победы великой отечественной проблемы именно так. Не смогла адаптироваться к мирной жизни, не захотела забыть своё боевое прошлое…  Да, это рассказ не про женщину, воевавшую в Великой Отечественной войне. Но образ русской женщины, вернувшейся с фронта в мирную жизнь и мнение о ней не воевавших людей, мало отличается от того, что повторилось в сороковые годы.

       Те женщины, которые всю войну провели в тылу, самоотверженно работали, ждали своих мужей с фронта, отделили себя от тех женщин, которые также самоотверженно воевали. Каждая сторона стала предъявлять другой претензии. Одни – «ты не воевала и не знаешь всех тягот войны, отсиживаясь за моей спиной», другая – «ты спала со всеми нашими мужьями, ты ВПЖ». «Многие фронтовички оказались в этом обществе нежданными гостями, бывшими «военно-полевыми женами», боевые заслуги которых унизительно трансформировались в обывательском восприятии в «половые заслуги»3. Особенно обострённая реакция была в тех случаях, когда муж привозил с фронта новую жену и разводился с первой. Он, живой, но теперь  с другой! Ненависть, которая раньше была направлена на врага (немецкого захватчика), теперь была направлена против своих же - против женщин. Без всякого преувеличения - ситуация грозила выйти из под контроля. Страна, измотанная войной, ко всем остальным проблемам (разгул преступности, беспризорники, огромное количество инвалидов, и т.д.) могла получить ещё одну – внутреннюю войну между женщинами.

       Здесь стоит более подробно остановиться на женской психике как таковой. Вопреки заблуждению многих, женщины могут быть более жестоки и бескомпромиссны, чем мужчины. Женщины способны сохранять в себе в течение многих лет – ненависть, обиду, гнев – на одном эмоционально высоком уровне. Также, женщины в силу своего характера, как правило, никогда не упустят возможность отомстить обидчику и довести начатое до конца, т.е. не остановятся на полпути. В борьбе друг с другом женщины много страшнее и изощрённее, чем мужчины. Добавим к этому четыре года войны, умение воевать, стрелять, умение выносить физические тяготы, «синдром фронтовика»…

       Имея в стране два противоборствующих лагеря женщин, которые при определённых условиях могли начать буквально воевать друг с другом, советским  руководством было принято решение, которое нашло своё отражение в знаменательной речи председателя Президиума Верховного Совета Калинина М.И., в июле 1945 года рекомендовавшего демобилизованным женщинам не хвалиться своими военными заслугами.  В результате чего был достигнут «перевес сил» в сторону женщин тыла, указано направление дальнейшей внутренней политики государства в этом вопросе – формирование мирного быта, возврата женщин к своим естественным женским обязанностям.

       С точки зрения политики и стратегии – это было правильным ходом. Но остаются судьбы, судьбы живых людей! Женщинами, воевавшими на фронте, пожертвовали ради мира внутри страны. Как это часто бывает, в своём стремлении отодвинуть фронтовичек на второй план, переусердствовали. Их отодвинули много дальше,  о них вообще почти позабыли на долгие двадцать лет!

       Они не носили ордена, полученные в боях… Они не рассказывали никому о том, что воевали… Они не ходили на встречи однополчан… Их не чествовали… Их забыли…

       Как это отразилось на психике женщин, которые и без того прошли через тяжелейшие испытания? Героинь войны поголовно сначала незаслуженно обвиняли в том, что они не воевали, а были ВПЖ, затем их заставили молчать о своих подвигах, фронтовом прошлом, а потом совсем забыли о них.

       У нас принято вспоминать о мужчинах, мужчинах-воинах. О том, как им было тяжело вернуться в мирную жизнь. Так насколько же  тяжелее оказалось вернуться в эту жизнь нашим женщинам? Много труднее! И молчание… Забвение на двадцать лет. Только вдумайтесь – все эти два десятилетия никто не поддержал этих женщин ни уважением к их заслугам перед Родиной, ни почестями. Психологической поддержки тоже не было, потому как не до этого было в те времена. Надо было вести войну с Японией, восстанавливать страну, рожать новое поколение советских людей. Многие из женщин умерли, так и не дождавшись «реабилитации» своего военного прошлого.

       И вот, в 1965 году, в брежневское правление «женская» память о войне получила право на жизнь. «Сегодня почти забылся тот факт, что день 8 марта стал нерабочим в 1965 году. Революционный и феминистский, День женской солидарности был «переозначен» к 20-летию победы в Великой Отечественной войне. Отныне в этот день официально чествовали всех советских женщин и женщин-ветеранов войны в благодарность за их «заслуги в деле коммунистического строительства» и «защиты Родины». Тем самым женщины на государственном уровне были включены в мемориальную культуру войны. В этот же период появилось первое основательное исследование, посвященное женщинам в Великой Отечественной войне.»4

        Почему это событие произошло именно при правлении Брежнева Л.И.? Здесь мы имеем сумму факторов. Во-первых, прошло двадцать лет после войны. Произошло много различных событий, сгладивших то, что было пережито в годы войны и в послевоенные годы. Во-вторых, выросло новое поколение, не участвовавшее в войне. В-третьих, два десятилетия унесли часть тех, кто так и не смог примириться, приспособиться к мирной жизни, к заданным новым условиям жизни. И, наконец, ещё одна причина – сам Леонид Ильич Брежнев. Ни для кого не секрет, что он воевал, воевал на фронте. А также, теперь уже не секрет, что у него на фронте была ВПЖ. Но дело даже не в этом – он знал, видел, как самоотверженно воевали женщины. Знал и помнил.

       Итак, о женщинах-фронтовичках вспомнили. О них стало можно говорить во всеуслышание, прославлять, вспоминать их подвиги.

       В результате, советское искусство и в частности советский кинематограф пополнился множеством кинокартин различных жанров, в которых тема женщины на войне была центральной или развивалась параллельно с главной темой.

       Возможно, теперь многим станет ясно в полной мере то, что хотели передать в известных фильмах "Белорусский вокзал" и "Телеграмма".

       Например, меня долгое время удивляло то, что героиня фильма "Белорусский вокзал" медсестра Рая была где-то в стороне. Её все эти годы не приглашали на встречи фронтовиков, не пригласили на похороны однополчанина, её вообще вроде бы и не было в их жизни. Женщина была унижена! Раздавлена! И как велика женская душа - она всех простила. Всех, кто не желал вспоминать о том, что она воевала. О ней забыли даже однополчане! Вспомнили только благодаря одному из них…

       Пересмотрите этот фильм ещё раз. Пересмотрите  уже глядя на судьбу этой женщины, а не на судьбы её однополчан-мужчин. Какая трагедия! Она одинока и позабыта государством, друзьями. И она, всё равно, для всех опора. Она не сломлена. Вот, какой образ женщины показан в этом фильме.

       Другой фильм для детей  - "Телеграмма". Если смотреть его не зная о «женском вопросе», то ускользает глубинный смысл всей кинокартины, то о чём в первую очередь хотел рассказать Ролан Быков - о женщинах, которые воевали! О женщинах, которые скрывали этот факт в своей биографии. Именно об этом фильм! По сюжету  подростки ведут  розыск женщины, знакомясь с теми, кто воевал с ней и её подругой много лет назад. По ходу действия выясняется, что мужчины-фронтовики гордятся своими орденами, они почитаемы, а о тех девушках после войны ничего не известно. Они обе пропали, словно их и не было. Почему? Потому что эти женщины вынуждены были скрывать своё военное прошлое. Даже родная дочь не знала, что её мать воевала! Знаменательна фраза, которую она говорит, обращаясь к дочери: «Я думала, что ты ещё маленькая, поэтому ничего тебе не рассказывала». Девочке уже двенадцать лет! И она маленькая для того, чтобы гордится своей матерью? Нет. Она маленькая, чтобы рассказать ей всё то, во что превратили женщин-фронтовичек в нашей стране.

       И это только два примера из нашего кинематографа.

       С тех пор было снято много кинокартин, документальных передач, написано книг. Было много встреч однополчанок с однополчанами. Женщины гордо носили свои ордена и рассказывали о своём военном прошлом. Женщины-фронтовички перестали быть «фигурой умолчания», «забытыми» женщинами Второй Мировой войны.

              В наше время, когда уже не одно поколение выросло после войны, подвиг женщин, воевавших на фронте во время Великой Отечественной войны почитаем, и воспринимается на одном уровне с подвигом мужчин-фронтовиков. Многие из нас даже не знают о факте умалчивания, забвения и принижения заслуг женщин, воевавших на фронте. А помнить надо! Это были наши бабушки и прабабушки. И они заслуживают того, чтобы о них знали, помнили и не забывали.

Галевская Н.А.

1 В одних словарях слово ОДНОПОЛЧАНКА отсутствует,  в других  словарях оно есть только в мужском роде, а в женском – нет. Словно и не было женщин, воевавших на фронте. При этом есть как литературные произведения, так и статьи со словом ОДНОПОЛЧАНКА.

2 В словарях слово ФРОНТОВИЧКА указывается как присутствующее исключительно в разговорной речи, т.е. оно также – вроде есть, а вроде бы и нет его.

3 Ольга Никонова «Женщины, война и «фигуры умолчания».

4 Там же


Источник: http://kozaostra.mybb.ru/viewtopic.php?id=1655


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Курсовая работа: Коренной перелом в Великой Отечественной Как сделать плакат на день рождения ребенку

Отечественной войны днем победы великой отечественной Отечественной войны днем победы великой отечественной Отечественной войны днем победы великой отечественной Отечественной войны днем победы великой отечественной Отечественной войны днем победы великой отечественной Отечественной войны днем победы великой отечественной Отечественной войны днем победы великой отечественной Отечественной войны днем победы великой отечественной Отечественной войны днем победы великой отечественной

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ