Вы здесь: Главная » Битрикс универсальные список

Битрикс универсальные список

Закрыть ... [X]

универсальные Хочется представить очень важный для многих разработчиков функционал, который найдет (и уже находит) широкое применение в битрикс универсальные список продуктах «1С-Битрикс» - как в «Управлении сайтом» так и в «Корпоративном портале». Особенно важный, если учесть актуальную тенденцию настоящего времени - что сайт сейчас - не просто сайт, как презентация компании, а все больше как бизнес-приложение, как функционал для организации взаимодействия с партнерами и клиентами. Речь пойдет об Универсальных списках, использующих технологию Гридов. О самих Гридах мы поговорим немного - только на уровне "что это такое". Подробнее остановимся на Универсальных списках - о том, как именно используется "кухня" Гридов в этом модуле, почему это сильно упрощает работу веб-разработчика по созданию всяческих списков на сайтах, а пользователю позволяет с ними работать легко и удобно.

Немного про Гриды

В техподдержку «1С-Битрикс» постоянно поступают вопросы на тему: "А как бы вот то, что в "админке" да вынести "на улицу" - людям?" Действительно, как представить в "публичке" какой-то функционал, например, универсальные гриды? И не просто представить, но и дать возможность вводить туда данные?

При разработке нового продукта - «Корпоративный портал» разработчики «1С-Битрикс» столкнулись с тем, что все публичные интерфейсы получились разрозненными. И только потому, что не было инструмента по созданию однотипного интерфейса. Решением стали визуальные Гриды - набор компонентов ядра для создания унифицированного интерфейса. Что же это за Гриды, что нужно знать о них? Это, прежде всего, инструмент разработчика! Это не пользовательский компонент, поэтому никакого смысла в добавлении его на страничку проекта через дерево компонентов нет. Это API для разработчика - для того, чтобы он представлял свои данные.

 
Многофункциональный компонент для отображения списков

У вас может сложиться ошибочное представление о Гридах, что они могут выводить только Инфоблоки. Это совершенно не так - Гриды могут работать с абстрактными данными и выводить все что им "подсовывают". Также Гриды нагружены типовым функционалом для работы со списками и формами. То есть, то, что является общим моментом, гриды облегчают и упрощают. И одна из отличительных особенностей гридов - это то, что они предоставляют довольно широкие возможности кастомизации для пользователя - "под себя". Это значит, что каждый из пользователей может выполнить свои настройки Гридов, которые будут удобны только для него.


Настройка пользовательских представлений

Как выглядит общая схема использования Гридов? Поскольку Гриды работают в публичном разделе, то, скорее всего, вы будете создавать компонент для публичного раздела, который представляет данные, сортирует, фильтрует и так далее. Чтобы представить эти данные, вы в шаблоне своего компонента вызываете компонент Гридов, компонент формы и просто передаете с них данные для отображения. И, если необходимо, вы можете использовать готовые компоненты, скажем один из простейших - "тулбар", который ваш тулбар и отображает кнопками.

Универсальные списки

Компоненты гридов внедряются в продуктах «1С-Битрикс», в частности, Библиотека документов в «1С-Битрикс: Корпоративный портал» использует компоненты гридов, модуль «Бизнес-процессы без документов» используют гриды. Все это позволяет пользоваться унифицированным интерфейсом с одними и теми же настройками для пользователя и функциональными возможностями. Один из таких модулей, ради которого, собственно, и затевалась "кухня" Гридов, это модуль Универсальных списков. Что же это за модуль?


Список - Правительство РФ

Часто возникают задачи по сопровождению данных в публичном разделе, и для этого до сих пор не было никаких интерфейсов кроме, естественно, административного. Созданный модуль является надстройкой для Инфоблоков, организован в виде публичного комплексного компонента и позволяет пользователю внести свои данные в виде списка. Компонент работает с указанным типом Инфоблока (в дистрибутиве выведено "Списки"), это по умолчанию задано в настройках компонента. Это означает, что все Инфоблоки, создаваемые в этом компоненте, будут добавляться в этот тип.


Настройки компонента - тип Инфоблока

Так же можно указать, какие группы пользователей имеют право работать с нашими универсальными списками. Допустим, в настройках для Администратора можно задать, что он может изменять и добавлять разделы и элементы списков. Но точно так же можно предоставить это право другим группам пользователей, например, сотрудникам компании.


Списки, они же Инфоблоки

Что мы видим на сайте? По сути, список Инфоблоков. То есть, добавляя новый список, например, "Партнеры", мы добавляем новый Инфоблок. В этом списке-инфоблоке мы можем настроить подписи, надписи к элементам и разделам списка. К примеру, если речь идет о списке партнеров, то "Добавить элемент" можно переименовать в "Добавить партнера". Владелец списка может сразу же определить доступ к своему списку: какой-то группе - чтение, какой-то - изменение элементов. Таким образом, можно сразу же определиться и настроить порядок коллективной работы с создаваемыми списками.

Чтобы начать работать со списками, нужно создать страницу, создать тип Инфоблока, разместить на странице компонент "Универсальные списки", выбрать в нем тип инфоблока "Списки" и начать работу.

В планах развития Списков в продуктах «1С-Битрикс» предусмотрено следующее:

- контроль над списками опустить до уровня рабочей группы, чтобы в рамках группы работать со своими списками;

-чтобы можно было самостоятельно создать свой, личный список в своем профиле. Пока, чтобы "завести" списки на своей страничке, пользователь должен обращаться к администратору, чтобы тот разместил компонент на его странице и настроил его, после чего со списками можно начинать работать.


Настройка полей списка

Что можно настраивать в списке? Про подписи и права мы уже говорили. А самое интересное, что в списках можно настраивать поля! Причем, нужно особо отметить, делается это точно так же, как вы делали в административном разделе в Инфоблоках. При этом можно добавлять как стандартные поля - такие как "Название", "Дата активности", так и свойства Инфоблока, такие как Число, Дата, Файл, Привязка к элементам Инфоблока. Также можно задавать значения по умолчанию и использовать разделы Инфоблока.


Основные настройки поля

Давайте посмотрим, как настраивается список. Добавим какое-нибудь поле. Пусть это будет дата последнего контакта. Добавляем поле, говорим, что это Дата\Время, значение по умолчанию не проставляем - появилось поле, к примеру,  "Дата звонка". Теперь редактируем параметры списка и, соответственно, имеем новое поле типа "Дата". Как видите, мы таким образом можем гибко настроить свой список, добавляя те поля, что нам нужны, и вести на сайте, скажем, реестр каких-то документов.

Как мы уже говорили, модуль Списков использует стандартные возможности Гридов, то есть, он поддерживает сортировку элементов, поддерживает фильтрацию элементов, форму редактирования элементов и групповое редактирование\удаление.

Списки + Бизнес-процессы

Еще одной, очень интересной возможностью Универсальных списков является поддержка встроенных Бизнес-процессов. У вас в публичном разделе, вероятно, пока этого нет. Чтобы включить Бизнес-процессы в свои списки, вы должны перейти в административный раздел в этот Инфоблок и там включить для него Бизнес-процессы.


Бизнес-процессы в списках включаются в админке - в свойствах инфоблока

Использование бизнес-процессов позволяет организовать на списках достаточно серьезные вещи. Например, в реестре входящих документов - свойство Счетчик позволяет автоматически нумеровать все документы, и вы можете открыть бизнес-процесс, который отправит конечный документ на исполнителя, который будет как-то реагировать на этот документ. Таким образом можно организовать слаженную коллективную работу со списками.


Списки поддерживают бизнес-процессы

Примеры использования списков

Модуль Универсальных списков включен во все редакции «1С-Битрикс: Корпоративный портал» (www.1c-bitrix.ru/products/intranet/) - понятно, что там он нужен для ведения списков какого-то внутреннего порядка, например, это могут быть списки контактов с клиентами. В «1С-Битрикс: Управление сайтом» (www.1c-bitrix.ru/products/cms/) модуль присутствует в 3-х старших редакциях, начиная с Бизнеса. Предполагается, что списки будут использоваться, к примеру, для создания закрытых разделов для бизнес-партнеров. Партнеры смогут в этом случае вести там свои конфиденциальные списки. То есть, мы можем организовать дополнительный сервис для каких-то посетителей сайта.


Списки на сайте государственной организации

Можно привести пример конкретнее - организовать прием веб-форм на сайте. По сути, веб-формы становятся формой ввода в элемент инфоблока. В административной части вы ведете различные Инфоблоки и, естественно, не хотите допускать в админку различные группы пользователей - там работают только ваши контент-редакторы. Однако нужно дать возможность, скажем, партнерам компании обрабатывать данные из этих Инфоблоков - осуществлять поиск по ним, добавлять новые записи. Причем, делать это нужно быстро, к тому же именно в "публичке" - без захода, повторим, в административный отдел. Тут и приходит на помощь готовый механизм Универсальных списков, как раз и позволяющий уже имеющийся Инфоблок с большим объемом накопленных данных представить в "публичке" и дать возможность искать по нему, фильтровать информацию - в общем, работать с этими данными.

Еще раз напомним, Гриды - это технология, с помощью которой вы можете работать с любыми своими данными, с любым источником. Например, вы берете данные из проекта на MySQL, на Гридах организовываете работу - ввод и обработку этих данных. А вот Списки - это уже практическое решение "Гриды + Инфоблоки". Как они связаны? Список и Инфоблок - это по сути одно и то же - те же данные, только доступные для организации с ними прямо из "публички".

Итак, с помощью Универсальных списков, вы можете быстро создавать на своем веб-проекте такие списки, как частые вопросы. Еще раз подчеркнем - прямо из «публички» - не заходя в административную панель! Визуальный редактор универсальных списков поможет вам быстро создать и настроить хранилища любого типа информации. А задействовав визуальные компоненты с поддержкой drag&drop, вы это сделаете запросто. Причем, сможете не только вводить данные в хранилища, но и редактировать их.

                                                                                       Наталья Сергеева для Softomania

Метки: 1С-Битрикс, softkey, Гриды, Инфоблоки, Софткей, Универсальные списки, разработка сайтов


Источник: https://softomania.livejournal.com/19982.html


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Универсальные списки - использование для простого добавления элементов Что такое мобильная открытка

Битрикс универсальные список Битрикс универсальные список Битрикс универсальные список Битрикс универсальные список Битрикс универсальные список Битрикс универсальные список Битрикс универсальные список

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ